ЦДТ

Влияние компьютерных игр на поведение подростка

Всемирная глобальная сеть, или собственно Интернет, быстро и уверенно захватывает своими невидимыми нитями пространство земного шара. В настоящее время к Интернету подключены сотни миллионов компьютеров, узлов провайдеров любителей и профессионалов, политиков и журналистов, научных работников и преподавателей, студентов и школьников. Динамично входят в жизнь компьютеры и Интернет, подчиняя себе все новых поклонников. Но мы в большинстве своем не знаем, что таит в себе всемирная глобальная сеть и как ее ресурсы можно использовать.

Стремление к познанию неизвестного, нового и интересного, а то и просто желание отдохнуть, движет молодым поколением в направлении все большей заинтересованности компьютерными играми. И это не удивительно: современный уровень информационных технологий позволяет создавать игры с прекрасной графикой, анимацией и мультимедийными эффектами. В связи с этим стремительно пополняется количество компьютерных фанатов, основной деятельностью которых является игра на компьютере. Немаловажное влияние на формирование определенных свойств личности у детей, причем не всегда в лучшую сторону, могут оказывать некоторые компьютерные игры. При чрезмерном увлечении играми у детей уменьшается круг социальных контактов, дети не замечают, как попадают в зависимость от игр. Причины этого кроются не только в социальной сфере, но и в недостаточности воспитания.

К тому же при значительных перегрузках могут возникнуть проблемы со здоровьем, и даже появиться при уже имеющейся компьютерной зависимости так называемая «ломка», проявляющаяся в покраснении глаз и головной боли. Поэтому целесообразно ненавязчиво, в доверительной атмосфере наблюдать за поведением детей во время игры на компьютере, разъяснять возможность негативного влияния игр.

Проблема зависимости от компьютерных игр стала сейчас широко подниматься психологами и педагогами. Разработана целая классификация игр, механизмы образования психологической зависимости от компьютерных игр и динамика формирования игровой зависимости.

Динамика развития компьютерной зависимости имеет следующий вид. Сначала идет адаптация человека к игре, человек «входит во вкус», а затем наступает период резкого роста и быстрого формирования зависимости от игры, причем величина зависимости достигает некоторого максимума, который зависит от индивидуальных особенностей личности. Далее сила зависимости на некоторое время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.

На основании этой динамики выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:

  1. легкой увлеченности;
  2. увлеченности;
  3. зависимости;
  4. привязанности.

На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.

Чрезмерная увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом он сильно утомляется, плохо засыпает, спит тревожно, наступает умственное переутомление, которое служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы.

«Установлено, что более 70% работающих с компьютером людей страдают особым заболеванием, известным как «Компьютерный зрительный синдром», который может появиться уже после 4-х часов непрерывной работы за компьютером — легкая боль в глазах и ощущение «песка под веками». Его причина — необходимость пристально вглядываться в монитор на протяжении нескольких часов. Этот синдром затронул и детей, многие из которых начинают пользоваться компьютером до того, как научатся ходить», — констатируют учёные.

Отмечены следующие особенности влияния компьютера на зрение:

  • дети не знают меры в играх, они редко делают перерывы, в результате их взгляд оказывается долго сфокусированным на мониторе, что может привести к нарушению аккомодации.
  • детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство пользуется мониторами «взрослыми».

Дополнительные ограничения по продолжительности работы должны быть введены там, где дети работают на компьютерах не лучшего качества. Хотелось бы обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют.

Бутова Л. В. — педагог дополнительного образования