Тема, которую сложно обойти стороной в воспитании ребенка — отношение к деньгам. К сожалению, в нашей стране даже взрослые люди часто затрудняются ответить себе на вопросы: «Можно ли любить деньги?», «Деньги это благо или это грязь?», «Все проблемы от денег или деньги — это решение всех проблем?». Как уж тут сформировать правильное восприятие у ребенка.
При финансовом воспитании малыша очень важно создавать в его мышлении связи «причина-следствие», а в отношении к деньгам это связь — «заработал-получил». Не дарите ребенку деньги просто так, тем более на постоянной основе. Он должен четко понимать, что деньги зарабатываются, заслуживаются, что для получения денег нужно что-то сделать. В противном случае вы воспитываете постоянного потребителя и, это может стать источником депрессии.
С.Н. Лазарев заметил «Вы же не впадаете в депрессию, если даете человеку деньги, а он отказался. А вот если ждете от человека денег, а он все не дает и не дает — тут уже начинается агрессия, обиды, депрессии».
Потребитель — это тот, кто хочет только получать, но все время только получать невозможно. Нужно еще что-то производить.
Джим Рон — американский бизнес-тренер советует, что если ребенок просит у вас двести долларов, то скажите ему: «В нашем доме не говорят «Дай мне двести долларов», а спрашивают, «Как я могу заслужить двести долларов?»
Если вы постоянно даете ребенку деньги просто так, то посылаете ему в подсознание посыл: «Я не верю, что ты можешь заработать сам». Это вовсе не значит, что нужно отправлять ребенка на улицу мыть фары автомобилей на перекрестках, но в ваших силах определить за какую работу вы будете давать ему деньги. Расскажите ему, как деньги появляются в вашем доме, только не подключайте к этому рассказу негатив и не жалуйтесь на жизнь. Просто скажите, что деньги — это результат вашей работы и какой работы (на предприятии, в собственном бизнесе), что вы делаете, для того чтобы получать больше денег (развиваетесь, стремитесь повысить свою эффективность, ищете более высокооплачиваемую должность).
Психотерапевт С. В. Ковалёв повторяет: «Деньги — это биовыживательные бумажки». Действительно, деньги помогают выживать в этом мире, но опасно делать целью жизни только деньги. Деньги — это побочный продукт деятельности, стремления выразить себя, отдать этому миру свой труд, свои способности.
Не зацикливайте ребенка на материальном. Вознаграждайте его и духовными ценностями, походами в театр, кино, поездкой в парк.
Формируем правильное отношение детей к деньгам.
Деньги — одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Одни считают их злом и источником всех проблем, другие бредят богатством. Где же истина? А она у каждого своя. И прежде чем воспитывать правильное отношение детей к деньгам, нужно самому принять какую-то позицию.
Причем важно найти баланс, чтобы деньги не были ни культом, ни злом. Ведь, по сути, они не несут ничего плохого, а все проблемы заключаются в нас самих. Разве приносят зло деньги, спонсируемые на построение больниц, поддержание детских домов? Знайте им цену и учитесь правильному обращению.
Отношение детей к деньгам.
Ну, о каком отношении или финансовом воспитании может идти речь, если ребенок постоянно видит ожесточенные споры родителей по поводу семейного бюджета и взаимные обвинения? Подобное поведение приведет к тому, что ребенок вырастет жадным и мелочным или абсолютно не приспособленным к жизни в современном обществе. Вы этого хотите? Тогда давайте учиться финансовому воспитанию детей вместе.
Составляем бюджет.
Первые уроки по воспитанию правильного отношения ребенка к деньгам можно начинать уже с 5-7 лет. Как раз в этом возрасте малыш проявляет интерес к цифрам, использует нарисованные деньги в своих играх, и находит весьма неожиданные решения для их применения.
Первым шагом может стать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Умение правильно рассчитать затраты на будущую неделю и продумать варианты экономии, станут надежным фундаментом для начала самостоятельной жизни.
Покажите малышу как разделить необходимые платежи на группы: обязательные (квартплата, продукты питания и одежды, спортивные секции и прочее), желаемые (походы в кафе, цирк, театр), накопления (откладываем на машину, отдых) и необязательные (игрушки, сладости).
Зная, сколько денег расходуется, малютка сможет научиться планировать. Поставьте совместную цель сэкономить определенную сумму и думайте вместе, как этого можно достигнуть. И не забудьте назначить приз за достижение цели. Подобная практика научит очень многому. Вы даже не представляете, насколько легче ребенку будет во взрослой жизни.
Делаем сбережения.
В возрасте 6-7 лет предложите ребенку начать откладывать деньги. Мало того, что это будет еще одним шагом на пути к умению правильно относиться к деньгам, но и поможет крохе стать более самостоятельным.
Единственный нюанс – нужно правильно поставить цель накопления, иначе это занятие может быстро надоесть. Пусть малютка откладывает себе на очень желанную игрушку.
Карманные деньги.
Надеюсь, вы не ждете совершеннолетия? Первые карманные деньги нужно выделять уже с 6-7 лет. Так ему хотя бы будет на чем учиться.
Объясните ребенку, что такое карманные деньги и дайте свободу выбора. Пусть сам решает: купить мороженное или конфеты. А может откладывать часть из них на новейший конструктор.
Выдавать их нужно раз в неделю в определенный день. Причем сумма никогда не должна варьироваться. Возрастать она может только с возрастом, но никак не с увеличившимися расходами.
Как делать не нужно.
Некоторые родители практикуют поощрение ребенка за выполненную работу или хорошую успеваемость в школе. Конечно, заманчиво, но не забывайте об обратной стороне медали. Ваша задача заинтересовать кроху учебой, а не возможным вознаграждением.
Бычкова Е. А. — педагог дополнительного образования