Уважаемые родители!
Занимаясь с ребенком ручным трудом, вы можете активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Ручной труд — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика. В системе развивающего обучения этот предмет занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому
самовыражению. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путем активных движений пальцев. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Одна из главных задач детского объединения «Стильные штучки» — развивать умелость рук через самые разнообразные движения. Чаще основную работу выполняет ведущая рука, а другая помогает ей. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обвивка проволоки бумагой, изготовление сердцевинок). Для одних работ требуется большая точность (изготовление шаблонов, вырезание деталей), для других (окрашивание деталей) — такой точности не нужно.
Изготовление поделки — это не только выполнение определенных движений. Занятия в детском объединении позволяют работать над развитием практического интеллекта: учат детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки дети рассматривают сами, чтобы понять, как они сделаны, и затем искать пути достижения цели. Одни изделия надо как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. Однако в большинстве заданий ребенку показан принцип работы: посмотри, как можно сделать, и предложи свой путь (измени цвет, собери композицию и т.д.). При этом активно работает воображение, развивается внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия. Дети постепенно овладевают навыками культуры труда.
Именно на достижение этих целей направлена работа детского объединения «Стильные штучки». Здесь дети научатся владеть многообразием материала и техник исполнения, применению различной по фактуре ткани. Создадут своими руками прекрасные работы в интересных техниках.
Бутова Лилия Владимировна — педагог дополнительного образования,
руководитель детского объединения «Стильные штучки»