К Интернету подключается все больше пользователей, программное обеспечение становится все более приспособленным для быстрого и разнообразного обмена информацией в Сети. Интернет развивается без контроля изнутри и извне, поток информации ширится с каждым днем, и она не всегда безобидна и безопасна. Возраст пользователей Интернета все моложе, поэтому возникают вопросы обеспечения безопасности детей, которую должны обеспечить для них прежде всего родители и взрослые.
Подключаясь к Интернету, дети встречаются с большим числом угроз, о которых многие даже не подозревают. Родители перед тем, как разрешить ребенку выход в Интернет обязаны ему это объяснить.
Напомним, какие угрозы наиболее часто встречаются:
— заражение вредоносными программами – для их распространения и проникновения в компьютеры используются различные способы: файлы, скачанные из Интернета или полученные по электронной почте, компакт-диски, флешки, другие сменные носители информации. Программы мгновенного обмена сообщениями также активно используются как один из способов распространения вирусов (т.к. присутствует прямая передача данных). Дети легко могут поддаться уговорам злоумышленника посмотреть или скачать файл.
— доступ к нежелательному содержимому. Это, как правило, без ведома пользователя всплывающие окна в браузерах. В них – порнография, насилие, информация, подталкивающая молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, приему наркотиков, реакционная националистическая или откровенно фашистская пропаганда и многое другое;
— контакты с незнакомыми людьми в чатах или по электронной почте – часто используются для того, чтобы получить от детей личную информацию в корыстных целях, среди них могут быть и педофилы, ищущие новые жертвы;
— неконтролируемые покупки — хотя покупки через Интернет у нас еще не сильно распространены, однако этот способ приобретения становится все более популярным и угроза, связанная с доступом мошенников к личным сбережениям может стать весьма серьезной.
Интернет, как и реальный мир, так же может быть весьма и весьма опасен. Сделайте его максимально безопасным для себя и ваших детей! Соблюдайте несложные рекомендации, которые помогут вам избежать многих проблем:
- Прежде чем начать работать в любом браузере, предпримите меры для блокировки назойливых всплывающих окон, страниц, рекламных блоков сомнительного содержания, для этого установите расширения для браузеров Adblock Plus или Adguard (можно и сразу оба ). А на компьютер — бесплатную программу AdMuncher — https://www.admuncher.com/download. Если у вас установлен антивирус Касперского, включите в его настройках «Анти-баннер».
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте детей делиться с вами успехами или неудачами в его освоении, приучите детей обмениваться с вами информацией, наблюдениями и т.д.
- Научите ребенка использовать службу мгновенных сообщений. Объясните, что при использовании программ мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Microsoft Messenger, Skype, WowApp и т.д.), в онлайн играх, во всех случаях, когда требуется регистрация, нельзя использовать свое реальное имя. Помогите ребенку подобрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации, разъясните ему, что не стоит заполнять графы с личными данными (их может просмотреть любой человек), не желательно вести общение с незнакомыми людьми, особенно на личные темы.
Постоянно проверяйте список контактов детей, убедитесь, что они знают всех, с кем общаются. Проверяйте запросы на включение в список друзей, новый друг может оказаться совсем не тем, за кого себя выдает.
Не надейтесь на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, используемых детьми, лучше поддерживайте с детьми доброжелательные доверительные отношения.
- Объясните, что в Интернете нигде нельзя сообщать личные данные (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.) и вообще любую другую личную информацию.
- Научите уважать собеседников в Интернете – пользоваться правилами хорошего тона, они одинаковы: в Интернете и в реальной жизни.
- Объясните, что не стоит встречаться с непроверенными «друзьями» из Интернета, особенно без присутствия взрослых. Ведь «друзья» могут далеко не теми, за кого себя выдают.
- Объясните, что не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете правда, что нужно критически относиться к публикуемым в Интернете материалам, ее может разместить практически любой человек. Приучите детей спрашивать о том, что их интересует. Научите ребенка проверять заинтересовавшую его информацию. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.
- Контролируйте детей с помощью специального программного обеспечения, чтобы отфильтровать вредоносное содержание, выяснить, сайты, которые на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет, расспросите, для чего служит тот или иной посещаемый им сайт.
Объясните детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
Договоритесь с детьми о правилах пользования Интернет-ресурсами
Если дети хотят посещать Интернет, следует выработать вместе с ними определенного рода договор, в котором нужно четко и однозначно оговорить права и обязанности каждого члена семьи, пользующегося Интернетом. Особенно обратить внимание на такие моменты:
— какие сайты могут посещать дети и что они могут там делать, сколько времени они могут проводить в Интернете;
— защита личных данных и безопасность, особенно при использовании социальных сетей, чатов, групп новостей, служб мгновенных сообщений, а также при скачивании информации из Интернета (особенно из непроверенных источников).
По мере необходимости, вносите в этот договор изменения. Не забывайте проверять как он выполняется детьми. Подойдите к составлению договора не формально, иначе будьте готовы к тому, что он выполняться не будет!
Приятной и безопасной вам работы, учебы и отдыха с Интернетом.
Макаренко И. В. — педагог дополнительного образования, методист